Шаблон анализа конкурентов — пример таблицы

В 2023 году чтобы добиться успеха в бизнесе, нужно быть впереди своих конкурентов и иметь перед ними преимущество. Только тогда среди всех компаний и продуктов на рынке клиент выберет именно вас.

Один из способов достичь этого - провести анализ конкурентов.

Анализируя своих конкурентов, вы сможете получить представление об их сильных и слабых сторонах и использовать эту информацию для улучшения своего маркетинга, продукта и бизнеса в целом.

Большинство людей проводят конкурентный анализ в лучшем случае для того, чтобы посмотреть на сайт, цены, на дизайн, на гарантии - в общем, все, что предусмотрено на сайте конкурентов с продуктом, аналогичным вашему.

На самом деле это всё не правильно, потому что это малоинформативно и мало что дает. Анализ нужен для того, чтобы построить свою маркетинговую компанию, чтобы построить свой продукт, чтобы усилить свой оффер.

Шаблон анализа конкурентов - это инструмент, который поможет вам собрать и систематизировать информацию о ваших конкурентах.

Он включает в себя набор категорий и вопросов, которые вы можете использовать для оценки сильных и слабых сторон ваших конкурентов.

Используя шаблон, вы можете быть уверены, что соберете всю необходимую информацию и организуете ее таким образом, чтобы ее было легко анализировать.

Давайте повторим - зачем нужен анализ конкурентов?

Это гарантирует, что вы соберете всю необходимую информацию о своих конкурентах.
Это обеспечит основу для организации собираемой вами информации.
Это позволит вам систематически сравнивать свой бизнес с конкурентами.
Это поможет вам определить области, в которых вы можете улучшить свою бизнес-стратегию.

ВАЖНО!
Анализ конкурентов вы должны смотреть на них не только с точки зрения профессионализма, маркетинговой стратегии и методологии продукта или услуги. Ключевой момент - понять какие конкуренты в глазах клиента.

Покупайте не вы, вы делаете продукт и рекламу не для себя, а для того, чтобы у вас купили ваши потенциальные клиенты.

Поэтому важно понять чем именно привлекают ваши конкуренты ваших же клиентов и составить маркетинговую кампанию там, чтобы вы выглядели в глазах клиента лучше, чем ваши прямые конкуренты.


5 шагов для полного анализа конкурентов

Шаг 1: Определите своих конкурентов

Первым шагом в использовании шаблона анализа конкурентов является идентификация ваших конкурентов. Это может показаться очевидным, но важно убедиться, что вы включили всех своих конкурентов, даже тех, которые могут быть не очевидны сразу. Вы можете использовать различные источники для поиска своих конкурентов, включая онлайн-исследования, запросы в поисковике и отзывы клиентов.

Каких-то конкурентов вы уже можете знать, каких-то вы видели в рекламе.

Иногда достаточно просто забить в поисковик самый актуальный вопрос ваших потенциальных клиентов. Вы сразу увидите компании, которые предлагают решение запроса потенциального клиента.

Как определить ключевых конкурентов

В сравнительном анализе конкурентов обычно есть 3 типа:

Прямые – те, кто занимают вашу нишу, нацелены на вашу аудиторию и предлагают такой же или аналогичный продукт
Косвенные – те, кто предлагают той же целевой аудитории похожий продукт, отличающийся от вашего по характеристикам или свойствам . Причем как в отрицательном ключе, так и в положительном
Самые значимые конкуренты – ключевые. Их можно найти по нескольким признакам:

Конкурент нацелен на вашу аудиторию
Товар решает те же проблемы клиента, что и ваш
Ценообразование аналогично вашему

Ключевыми конкурентами бывают не только компании, которые продают аналогичный продукт, но и организации из смежных сегментов рынка, чьи товары тоже закрывают потребности аудитории.

Одна и та же компания может иметь одновременно разные статусы.

Шаг 2: Сбор информации

После того как вы определили своих конкурентов, следующим шагом будет сбор информации о них. Это может включать информацию об их продуктах или услугах, ценах, маркетинговой стратегии, каналах распространения и клиентской базе.

Вы можете собирать эту информацию из различных источников, включая сайты, профили в социальных сетях и отзывы клиентов.

Часто на сайте конкурентов можно увидеть уникальное торговое предложение, наполнение продукта или услуги и их результат.
В основном, на сайте и социальных сетях ваши конкуренты размещают информацию для клиентов и это та информация которую видят ваши целевые клиенты на сайте конкурентов.

Что нужно изучить и какие данные найти?

Что ваш конкурент обещает?

Нужно понять суть предложений, которые выдвигает конкурент. Не дизайн сайта, не наполнение продукта или услуги, а сам оффер.

Что, они обещают с точки зрения результата своего продукта? Развернутый это оффер или просто общие пустые слова? Сравните насколько ваше обещание и ваш оффер лучше, конкретнее и понятнее, чем у конкурентов.

Как он обещает достичь результата?

Благодаря какому механизму ваш конкурент обещает результат аудитории? Есть ли в этом механизме, как в инструменте достижения результата для аудитории какая-то уникальность?

Почему именно у других должны купить люди?

Нужно понимать какой сегмент аудитории затрагивает конкурент, что он им обещает и какими путями он собирается это сделать, какие смыслы он транслирует в этом случае.

Мы должны подписаться, пройти каждый путь посмотреть, каждый в каком менеджере его воронки продаж. Чат бот это или воронка в социальных сетях.

Нужно понимать, какие смыслы, какие-то тезисы транслирует ваш конкурент для вашей аудитории.

Кому конкурент обещает результат?

Невозможно делать анализ конкурентов без учета целевой аудитории. Ключевой потребитель определяет стратегические и тактические действия по продвижению продуктов.

Вам нужно понимать для кого конкуренты делают свой продукт и свои рекламные кампании

Вам нужно увидеть где это прописано: на сайте или в рекламном оффере конкурента, чтобы понять на кого они ориентируются и насколько грамотно конкуренты умеют делать анализ аудитории.

А чтобы вы понимали насколько правильно или неправильно конкуренты сделали анализ аудитории, вы должны сами научиться делать грамотный анализ аудитории. Про него почитать можно вот здесь: https://l.wolfskillmarketing.ru/create_interview

Маркетинговая идея

С какой большой идеей мой конкурент заходит к моей аудитории? Другими словами - нужно понять что делает его уникальным или не уникальным?
И в чём, с точки зрения его уникальности, вы можете его обыграть?

Это один из важнейших этапов конкурентного анализа. Вы должны понимать в чем вы можете быть лучше.

Путь клиентов

Следующее, что очень важно, когда вы проводите анализ основных конкурентов - пройти глазами клиента путь: оставить заявку, позвонить в отдел продаж, позадавать провокационные вопросы, попросить сделать бесплатно, сделать ещё что-то. То есть так, как спрашивают аудитория.

Особенно, если мы проводим анализ конкурентoв, по ребятам, которые выше нас, до которых мы хотим дотянуться. Так мы получаем очень много фишек, которые мы можем использовать здесь и сейчас.

Например, что они транслируют для того, чтобы закрыть то или иное возражение какие-то кейсы? Или они приглашают на какую-то экскурсию, или они приглашают на личный созвон?

Расположение

Где мой кoнкурент преобладает? Он преобладает в какой-то отдельной соцсети или он преобладает в принципе? У него есть реклама из того, или иного канала, у него есть блог? Например у него есть блог в нельзяграмм, он ведёт YouTube или другие соцсети.

Наша задача - понять, насколько большой пласт аудитории охватывает наш конкурент.

На что это влияет? Почему это важно?

По мере изучения и поиска информации нужно обязательно фиксировать ее в таблицу.

Шаг 3: Систематизируйте информацию

После того как вы собрали информацию о своих конкурентах, следующий шаг - организовать ее таким образом, чтобы ее было легко анализировать.

Вот тут-то и пригодится шаблон анализа конкурентов. Шаблон обычно включает набор категорий и вопросов, которые вы можете использовать для упорядочивания собранной вами информации.

Давайте рассмотрим шаблоны для разных ниш

Пример 1

Пример 2
Пример 3
Пример 4
Объединяет эти примеры то, что во всех разные ниши и есть индивидуальность критериев, по которым проводится сравнительный анализ.

Теперь перейдем к шаблонам и тому, как должна выглядеть сравнительная таблица
Сначала мы собираем данные про потенциального клиента
Затем переходим к ключевым показателям в вашей нише
Проводим анализ цен
Шаг 4: Проанализируйте информацию

После того как вы упорядочили информацию, следующим шагом будет ее анализ. Это может включать сравнение вашего бизнеса с вашими конкурентами в каждой категории, определение областей, в которых ваши конкуренты имеют конкурентное преимущество, и областей, в которых ваш бизнес имеет конкурентное преимущество.

SWOT анализ оценка конкурентных преимуществ
Последним этапом конкурентного анализа рынка является составление краткого SWOT анализа по каждому конкуренту. Нет необходимости делать подробный анализ, достаточно указать 1-2 тезиса по каждому пункту SWOT анализа.
Этот анализ поможет вам определить области, в которых вы можете улучшить свою бизнес-стратегию.

Шаг 5: Используйте полученную информацию для улучшения Вашей бизнес-стратегии

Заключительным шагом в использовании шаблона анализа конкурентов является использование собранной и проанализированной вами информации для улучшения вашей бизнес-стратегии.

Это может повлечь за собой внесение изменений в вашу ценовую политику, маркетинговую стратегию, продуктовые предложения или каналы распространения.

Используя собранную вами информацию, вы можете создать более эффективную стратегию, адаптированную к потребностям ваших клиентов и конкурентной среде, а именно:

Поменять коммерческое предложение
Изменить продукт и улучшить его
Внести правки в маркетинговую кампанию
Стать теми, кого будет выбирать среди конкурентов

Подводим итоги

Единого шаблона для любой ниши нет.

Но есть определенные показатели, которые учитываются в любом сравнительном анализе:

Портрет клиента
Маркетинг
Уникальное торговое предложение
Ценовая политика
Социальные сети

Все остальные критерии выбираете исключительно по вашей нише.

Проведение конкурентного анализа - одна из частей подготовки к продажам. А продажи - это всегда маркетинг.

Какой бы у вас бизнес не был - оффлайн или онлайн, нужно обязательно разбираемся в маркетинге и в этом вам поможет мой телеграм канал: https://t.me/wolfmarketer

В нем я рассказываю про воронки продаж, запуски, работу с большими бюджетами, результаты моей команды и также разбираю ваши вопросы и ваши проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в своем бизнесе


Made on
Tilda